сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Описаны особенности перехода к технологическому нормированию в сфере охраны окружающей среды в Российской Федерации. Показаны шаги, предпринятые предприятиями по производству цемента, для получения первых комплексных экологических разрешений.
охрана окружающей среды, наилучшие доступные технологии, комплексные экологические разрешения
В 2014 г. в России был принят так называемый закон о наилучших доступных технологиях (НДТ); в настоящее время действующим является Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (редакция от 27 декабря 2019 г.) [1], в который в период 2014-2019 гг. уже упомянутым законом об НДТ и многими другими внесен целый ряд принципиальных изменений. Согласно этому закону, наилучшая доступная технология – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения [1].
Регулирование на основе принципов НДТ означает постановку экономически обоснованных целей по внедрению ресурсосберегающих и малоотходных производств, технологическому перевооружению (в том числе, с учетом политики импортозамещения), формированию конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Для реализации политики государства по переходу на принципы НДТ был разработан комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий [2]. Необходимыми условиями стимулирования внедрения НДТ на промышленных производствах в Российской Федерации, согласно являются:
обеспечение достижения целей политики импортозамещения;
повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на мировых рынках за счет стимулирования модернизации основных фондов.
Переход российской промышленности на принципы НДТ планировалось осуществить в 2015-2025 гг. в 2 этапа.
На I этапе (2015 – 2017 гг.) предполагалась разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и мероприятий Концепции, разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование нормирования в области охраны окружающей среды (ОС) и переход промышленности на принципы НДТ и создание информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (2015 г. – 10; 2016 г. – 12; 2017 г. – 25 справочников) и установление технологических показателей НДТ.
На II этапе (2018 – 2025 гг.) планировалось в течение 2018 г. доработать систему выдачи, мониторинга, контроля и оценки эффективности экологических разрешений и с 1 января 2019 г. по 1 января 2025 г. выдать комплексные экологические разрешения всем объектам I категории, то есть всем предприятиям, оказывающим значительное негативное воздействие на ОС и (или) отличающихся высокой ресурсоемкостью производства.
Сегодня уже можно констатировать, что I этап Концепции полностью выполнен – в 2015-2017 гг. разработан и утвержден 51 информационно-технический справочник (ИТС) по наилучшим доступным технологиям по всем основным отраслям промышленности [3, 4]. ИТС НДТ, являющиеся документами национальной системы стандартизации [4], включают описание основных технологических процессов, характерных для отрасли, предлагают перечень технологий, отнесенных к наилучшим доступным, и перспективным технологиям, содержат технологические показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ), образования отходов и др.
В 2018 г. на основании указа Президента [5] для обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека разработаны национальные проекты по 12 направлениям [6], в том числе и национальный проект «Экология». Следует отметить, что в национальный проект «Экология» входит в качестве составной части федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Национальный проект «Экология» направлен на достижение 6 целей, в том числе [6]:
• эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;
• кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
• повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
• сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
• обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Федеральный проект «Внедрение НДТ» вносит вклад в достижение нескольких целей. Например, повышение экологической эффективности производства, создание малоотходных процессов, водооборотных циклов направлены на предотвращение и сокращение выбросов ЗВ, обеспечение рационального использования воды и ограничение сбросов ЗВ в природные водные объекты, минимизацию отходов. Для предприятий промышленности строительных материалов особую значимость имеют работы по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух; однако, например, в производстве глазурованных изделий из керамики весьма важно также стремиться к созданию водооборотных циклов, а при производстве цемента открываются возможности вовлечения крупнотоннажных отходов других отраслей в хозяйственный оборот.
Несмотря на то, что предприятия промышленности строительных материалов характеризуются сравнительно более низким уровнем негативного воздействия на ОС, чем крупные объекты цветной, черной металлургии или нефтехимии, некоторые из них включены в список объектов, которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %; перечень объектов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [7]. Это цементные предприятия, названия которых приведены в соответствии с упомянутым приказом:
• АО «Себряковцемент»;
• Производственная площадка АО «Искитимцемент»;
• Производственная площадка № 1 – Основная площадка (ОАО «Сухоложскцемент»);
• Производственная территория «Катавский цемент».
Объекты указанного списка обязаны получить комплексные экологические разрешения (КЭР), продемонстрировав соблюдение требований НДТ или разработав специальные программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ), направленные на достижение соответствия, в 2019-2021 гг. Целевой показатель, установленный в федеральном проекте «Внедрение НДТ» – выдача КЭР 15 объектам I категории в 2019 г.
Комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды [1].
В заявке на получение КЭР должны быть приведены следующие сведения [1]:
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
• сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
• информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
• расчеты технологических нормативов;
• нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемио-логическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;
• обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
• проект программы производственного экологического контроля;
До конца 2019 г. действующие предприятия обязаны также были предоставлять сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), к заявке на получение КЭР прилагаются:
• программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона 7-ФЗ [1];
• планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.
Алгоритм подготовки предприятий к переходу на технологическое нормирование показывает, что первыми шагами предприятий должно быть внимательное изучение требований НДТ применительно к рассматриваемой отрасли и проведение детальной оценки степени соблюдения установленных требований НДТ [8] (рисунок 1).
Как показывает опыт 2019 г., основную сложность для предприятий представляла именно процедура оценки экологической эффективности и систематизация полученной информации. Кроме того, непростой оказалась и процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Эксперты предполагали, что ситуация может сложиться именно таким образом; мы детально обсуждали это в работах, опубликованных в журнале «Техника и технология силикатов», а также в других российских и международных изданиях [8-12].
Несмотря на то, что, начиная с 2020 г. проведение ОВОС и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) уже не будут являться условиями получения КЭР, предварительная оценка (в терминологии систем менеджмента – оценка исходной ситуации) останется непременным этапов подготовки к разработке заявки на КЭР. Материальный и энергетический баланс, эффективность мероприятий по сокращению негативного воздействия на ОС, особенности эксплуатации средозащитной техники, разработка программы производственного экологического контроля и в ее рамках – программы оснащения источников выбросов ЗВ системами автоматического контроля требуют внимания не только сотрудников, но и руководства предприятий. Специалистам в области экологического менеджмента часто задают вопрос: «С консультантом или без?» [13]. Такой же вопрос следует задать и при подготовке к получению КЭР. И ответ аналогичный. Подход выбирает руководство организации. Однако работа с консультантом не означает, что на него может быть переложена ответственность за результат. Более того, даже если в подготовке материалов будут участвовать опытные аудиторы, разработчики разрешительной документации, успех зависит от тщательности сбора, анализа, систематизации и представления информации. Ведь если при проведении ГЭЭ орган, выдающий КЭР, может принимать во внимание обосновывающие материалы, которые были поданы на экспертизу, при отказе от этой трудоемкой процедуры приходится думать о подготовке специальных обоснований. Дополнение «Иная информация, которую заявитель считает необходимым представить» [1] приобретает особое звучание. Именно такая информация должна содержать сведения, необходимые для принятия решения о выдаче КЭР. При подготовке «иной информации» можно использовать опыт проведения деловых игр по выдаче комплексных экологических разрешений [9, 12].
Рисунок 1 — Алгоритм подготовки предприятий по производству цемента к переходу к технологическому нормированию по [8]
Закончился 2019 г., и сегодня уже можно говорить о том, что целевой показатель Национальной программы по выдаче комплексных экологических разрешений выполнен. Отрадно заметить, что в число первых объектов, получивших КЭР, вошли 3 предприятия по производству цемента: филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в п. Новогуровский, АО «Искитимцемент» и ООО «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания». Путь, которым прошли предприятия для получения КЭР, был различным. К сожалению, стекольные предприятия не смогли преодолеть «барьер» ОВОС: керамические заводы и вовсе заняты поиском путей исключения их из объектов I категории негативного воздействия на ОС и упускают даже возможности повышения квалификации и укрепления потенциала сотрудников в области НДТ и КЭР [8, 9, 13].
Обратимся к опыту цементных предприятий. Филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус», АО «Искитимцемент» и ООО «Южно-уральская Горно-перерабатываю-щая Компания» вошли в число пилотных объектов федерального проекта «Внедрение НДТ» летом 2019 г. Все они получили методическую поддержку (в рамках межведомственного взаимодействия) научно-исследова-тельского института «Центр экологической промышленной политики», который выполняет функции российского Бюро наилучших доступных технологий.
Филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в п. Новогуровский – это современное предприятие по производству цемента сухим способом, следующее принципам устойчивого развития и проводящее мероприятия, направленные на снижение воздействия на ОС и сохранение природных ресурсов [14]. Еще в 2017 г. на предприятии началась реализация проекта по внедрению системы автоматического контроля и учета выбросов ЗВ. Ввод в эксплуатацию системы непрерывного контроля выбросов на цементном заводе в п. Новогуровский намечен на март 2020 г.
Предприятие АО «Искитимцемент» имеет 85-летнюю историю. АО «Искитимцемент» является одним из крупнейших в Сибири производителей цемента, на котором процесс получения цемента осуществляется по мокрому способу производства. Как уже сказано, предприятие входит в список 300 предприятий-загрязнителей, которые должны получить КЭР в 2019-2021 гг. Программа модернизации АО «Искитимцемент» направлена на внедрение энергосберегающих технологий, повышение экологической эффективности, автоматизацию производства. До 2024 г. предприятие планирует обновить всю средозащитную технику, что позволит добиться соблюдения требований НДТ и будет способствовать улучшению экологическую ситуацию в городе.
Третьим «цементным игроком» в команде пилотных объектов стала «Южно-уральская Горно-перераба-тывающая Компания» (ЮУГПК). Отличительной особенностью ЮУГПК является использование при получении как цементного клинкера, так и цемента отходов горного и металлургического производств и ТЭЦ (золо-шлаков, шлаков доменного и металлургического производств, отходов известняка), что позволяет существенно повысить ресурсо- и энергоэффективность производства и уменьшить шлаковые отвалы, в г. Новотроицке [11].
Оценка технологических, технических решений, включая наилучшие доступные технологии, на данных предприятиях по производству цемента показала, что на всех предприятиях существуют превышения по выбросам в атмосферный воздух оксидов азота, поэтому предприятия, в соответствии с требованиями законодательства [1] должны были готовить проекты ППЭЭ.
Разработанные предприятиями проекты ППЭЭ очень разные. Достижение технологического показателя по выбросам оксидов азота планируется достигнуть за счет применения горелок с низким выделением оксидов азота, реализации технологии ступенчатого сжигания топлива в печах с декарбонизатором – технологии Pyroredox или технологии селективного некаталитического восстановления оксидов азота (SNCR), при которой в обжиговую печь при температуре около 900°C впрыскивается водной раствор карбамида ((NH2)2CO) или аммиака (NH3). Все ППЭЭ были одобрены Межведомственной комиссией; как уже отмечено, получение одобрения является одним из требований при получении КЭР.
В конце декабря 2019 г. результаты усилий пилотных предприятий обсуждались на ежегодном собрании Союза производителей цемента «Союзцемент». Эксперты Бюро НДТ отметили, что уроки Филиала ООО «ХайдельбергЦемент Рус», АО «Искитимцемент» и ООО «Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания» целесообразно проанализировать и учесть при организации подготовки специалистов других предприятий отрасли.
Заключение. Получение первых комплексных экологических разрешений как самыми современными, так и старейшим предприятиями отрасли, открывает путь и другим объектам. Главное – начать своевременную подготовку к получению КЭР. Уже сегодня предприятия по производству цемента могут провести внутренний экологический аудит и сопоставить достигнутые показатели экологической эффективности с технологическими показателями НДТ, обоснованными в ИТС 6-2015 «Производство цемента» [15]. Кроме ИТС 6-2015, для цементников подготовлены национальные стандарты по выбору маркерных веществ, разработке программы производственного экологического контроля и подготовке заявки на КЭР; эти стандарты подробно рассмотрены в работе, опубликованной в журнале «Цемент и его применение» [8].
Введение новой процедуры выдачи комплексных экологических разрешений потребует совершенствования нормативной правовой базы, что, по всей вероятности, приведет к некой «паузе». Но целевой показатель федерального проекта «Внедрение НДТ», установленный на 2020 г., достаточно амбициозен – 65 комплексных экологических разрешений. Будем надеяться, что в число предприятий, которые примут решение готовить заявки, войдут предприятия промышленности строительных материалов. Отметим, что производители цемента имеют все возможности пройти все пять этапов подготовки к переходу к технологическому нормированию, обучить персонал, подготовить проекты программ повышения экологической эффективности и получить одобрение Межведомственной комиссии, подготовить проект оснащения источников выбросов загрязняющих веществ системой контроля.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды».
2. Распоряжение правительства Российской Федера-ции от 19 марта 2014 года № 398-р «Об утверждении ком-плекса мер, направленных на отказ от использования уста-ревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современ-ных технологий».
3. Гусева Т. В., Бегак М. В., Молчанова Я. П. Принци-пы создания и перспективы применения информационно-технических справочников НДТ // Компетентность. 2015. No 5. С. 8-18.
4. Скобелев Д. О. и др. Сравнительный анализ проце-дур разработки, пересмотра и актуализации справочников по наилучшим доступным технологиям в Европейском со-юзе и Российской Федерации. М.: Изд-во «Перо, 2018. 114 c.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года».
6. Национальный проект «Экология». Утв. Советом при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24.09.2018, протокол № 12.
7. Приказ Министерства природных ресурсов и эко-логии России от 18 апреля 2018 г. № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад кото-рых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процен-тов».
8. Гусева Т. В., Потапова Е. Н., Тихонова И. О. Пере-ход к нормированию по принципам наилучших доступных технологий: перспективы и вызовы для предприятий по производству цемента // Цемент и его применение, 2018. No 6. С. 34-38.
9. Guseva T., Potapova E., Molchanova Y., Lomakina I., Begak M. Public Dialogue in the Field of Best Available Tech-niques and Integrated Permits: Lessons from Russian Con-struction Materials Industry. Proceedings of the 17th Interna-tional Multidisciplinary Scientific GeoConference, SGEM 17, 2017. Vol. 17. Issue 52. Pp. 733-740.
10. Guseva T.V., Tikhonova I.O., Grevtsov O.V., Ko-styleva V.M., Begak M.V. Environmental performance en-hancement programmes and management systems of industrial enterprises // International Multidisciplinary Scientific Geo-Conference SGEM. 2019. Т. 19. No 5.1. С. 261-268.
11. Гусева Т.В. и др. Наилучшие доступные техноло-гии и повышение энергоэффективности // Компетентность. 2019. No 1. С. 30-35.
12. Потапова Е. Н. Реализация проектов по выдаче комплексного экологического разрешения российским предприятиям в форме деловой игры // Техника и техноло-гия силикатов. 2017. Т. 24. No 1. С. 16-21.
13. Дайман С. Ю. и др. Системы экологического ме-неджмента: практический курс. М.: Форум, 2010. 336 с.
14. Евдокимов Д.Н. Подготовка к получению ком-плексного экологического разрешения и внедрение наилучших доступных технологий на цементном заводе в п. Новогуровский // Цемент и его применение, 2019. No 4. С. 62-64.
15. ИТС 6-2015. Производство цемента.