аспирант
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
УДК 666.96...12 Минеральные заполнители или наполнители
ГРНТИ 61.35 Технология производства силикатных и тугоплавких неметаллических материалов
ОКСО 08.06.01 Техника и технологии строительства
ББК 383 Строительные материалы и изделия
ТБК 60 Естественные науки в целом
Транспортное строительство является важной, но материалоемкой отраслью народного хозяйства. Для устройства слоев оснований автомобильных дорог используются преимущественно щебень из плотных горных пород и песчано-гравийные смеси, которые являются дефицитными материалами. Альтернативой природным каменным материалам являются грунты, укрепленные минеральными вяжущими. Для укрепления грунтов в транспортном строительстве в качестве минерального вяжущего используется портландцемент. Допускается также использова-ние для этой цели комплексных минеральных вяжущих с вторичными ресурсами. В Урало-Поволжском регионе к та-ким вторичным ресурсам относятся отходы металлургической промышленности – доменные и конверторные шлаки Челябинского и Магнитогорского металлургических комбинатов. Также используются отходы химической промыш-ленности – минеральный продукт содового производства АО «Башкирская содовая компания». На основе указанных выше вторичных ресурсов было разработано комплексное минеральное вяжущее, изготавливаемое путем совместно-го помола минерального продукта содового производства после предварительного обжига при температуре 950ºС и шлака доменного гранулированного Челябинского металлургического комбината. Разработанное комплексное мине-ральное вяжущее характеризуется прочностью на сжатие 22-24 МПа в возрасте 28 суток нормального твердения, т.е. соответствует марке 22,5 Н по ГОСТ Р 70196-2022 и может использоваться для укрепления связных и несвяз-ных грунтов при устройстве оснований автомобильных дорог.
комплексное минеральное вяжущее, укрепление грунтов, вторичные ресурсы, металлургический шлак, минеральный продукт содового производства
1. Безродных А.А. Терминологические аспекты укрепле-ния грунтов / А.А. Безродных, В.В. Нелюбова, В.В. Стро-кова [и др.] // Инженерные задачи: проблемы и пути реше-ния: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции Высшей инженерной школы САФУ, 20 ноября 2019 года / Составители М.В. Морозова, С.Е. Аксенов. – Архангельск: Северный, 2019. – С. 66-68.
2. Марков, А.Ю. Свойства топливных зол различных типов как компонентов битумной эмульсии / А.Ю. Марков, В.В. Строкова, А.А. Безродных, М.А. Степаненко // Строитель-ство и реконструкция. – 2020. – № 2 (88). – С. 67-76. – DOIhttps://doi.org/10.33979/2073-7416-2020-88-2-67-76.
3. Лянгасова С. Грунты как основа будущего строительства / С. Лянгасова // Автомобильные дороги. – 2022. – № 10(1091). – С. 59-61.
4. The use of synthetic materials in the highway engineering in the Urals / A. Bartolomey, A. Bogomolov, V. Kleveko, A. Ponomarev, V. Ofrikhter // Proceedings of the twelfth Euro-pean conference on soil mechanics and geotechnical engineer-ing. – Amsterdam, Netherlands, 1999. – Vol. 2. – P. 1197–1202.
5. Kozlova, I., Samchenko, S., Zemskova O. Physico-Chemical Substantiation of Obtaining an Effective Cement Composite with Ultrafine GGBS Admixture // Buildings. – 2023. - Vol. 13. - №4,. – Р. 925. https://doi.org/10.3390/buildings13040925.
6. Взаимодействие фосфорного шлака, жидкого стекла и грунта в земляном полотне лесовозных автомобильных дорог / И. А. Викулин, Д. Г. Козлов, Ю. А. Боровлев [и др.] // Системы. Методы. Технологии. – 2024. – № 3(63). – С. 84-94.
7. Безрук В.М. Технология и механизация укрепления грунтов в дорожном строительстве / В.М. Безрук, Е.Ф. Ле-вицкий, Л.Н. Ястребова, М.А. Либерман, В.С. Исаев, Л.И. Глухман. - М.: Транспорт, 1976. – 232 с.
8. Корочкин А. В. Проектирование и строительство до-рожных одежд с применением цементогрунтов / А.В. Ко-рочкин // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2021. – № 9. – С. 69-72. – DOIhttps://doi.org/10.36535/0236-1914-2021-09-13.
9. Чудинов С.А. Укрепление грунтов портландцементом с добавлением модифицированного лигносульфоната / С. А. Чудинов, Н. В. Ладейщиков // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. – 2022. – Т. 1. – С. 338-341.
10. Голубева Е.А. Сокращение эксплуатационных затрат путем применения инновационных материалов отече-ственного производства / Е. А. Голубева, И. М. Карамы-шев, Н. Е. Костюков // Мир дорог. – 2018. – № 111. – С. 16-19.
11. Гришин А.Н., Панченко А.И., Харченко И.Я., Баженов М.И. Тонкодисперсное композиционное вяжущее для за-крепления грунтов инъекционным способом // Вестник МГСУ. – 2017 - № 12(11). – С.1289-1298.
12. Ларионова Н.А. Влияние поверхностных пленок на эффективность укрепления песчаных грунтов неорганиче-скими вяжущими / Н. А. Ларионова // Инженерная геоло-гия. – 2022. – Т. 17, № 1. – С. 20-32. – DOIhttps://doi.org/10.25296/1993-5056-2022-17-1-20-32.
13. Слободчикова Н.А. Научные основы подбора состава грунтов, укрепленных известью / Н. А. Слободчикова // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2017. – Т. 3, № 4. – С. 62-68.
14. Шеломенцев С.В. Улучшение свойств грунтов с помо-щью модификаторов / С. В. Шеломенцев, В. А. Репринцев // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. – 2019. – № 1. – С. 315-326.
15. Кривобородов Ю.Р., Козлова И.В., Земскова О.В., Бо-рисенков Н.С. Разработка цементных композиций с тонко-дисперсным перлитом для инъекционного закрепления грунтов // Техника и технология силикатов. – 2023. – Т. 30, №3. – С. 272 – 280.
16. Бавбель Е.И. Разработка состава малоцементного ком-позиционного вяжущего для укрепления местных дорож-ных грунтов / Е. И. Бавбель, А. И. Науменко, М. В. Жилин-ский // Sciences of Europe. – 2018. – № 31-1(31). – С. 43-46.
17. Использование отходов производства кальцинирован-ной соды для получения известьсодержащих вяжущих и строительных материалов на их основе / А. А. Оратовская, Д. А. Синицин, Л. Ш. Галеева [и др.] // Строительные мате-риалы. – 2012. – № 2. – С. 52-53.
18. Анализ состава, свойств и перспективы применения минерального продукта содового производства АО «Баш-кирская содовая компания» для изготовления энергоэф-фективных вяжущих / С.Л. Мамулат, В.В. Бабков, Э.М. Да-выдов [и др.] // Строительные материалы. – 2022. – № 3. – С. 61-73. – DOIhttps://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-800-3-61-73.
19. Джандуллаева, М. С. Физико-механические свойства силикатных материалов на основе твердых отходов содо-вого производства / М. С. Джандуллаева, Т. А. Атакузиев // Химическая промышленность. – 2017. – Т. 94, № 1. – С. 31-33. – EDN YMIGDB.
20. Твердые отходы содового производства - важный ре-зерв расширения сырьевой базы получения извести и низ-коэнергоемких бесклинкерных вяжущих на ее основе / А.Н. Рязанов, Д.А. Синицин, Г.Ю. Шагигалин [и др.] // Строительные материалы. – 2020. – № 4-5. – С. 14-17. – DOIhttps://doi.org/10.31659/0585-430X-2020-780-4-5-14-17.
21. Композиционные материалы для дорожного строи-тельства на основе отходов химической и металлургиче-ской промышленности / В. В. Бабков, И. В. Недосеко, А. О. Глазачев [и др.] // Строительные материалы. – 2023. – № 1-2. – С. 88-94. – DOIhttps://doi.org/10.31659/0585-430X-2023-810-1-2-88-94.